Добро пожаловать в наш музей "История куклы"
Название: Музей истории куклы «Русинка»
Дата открытия: 28.12.2017г.
Руководитель музея: Бурдукова Дарья Сергеевна
Куклы... на протяжении тысячелетий они являются неотъемлемым атрибутом человеческой культуры. Кукла сопровождает человека от колыбели до школьной скамьи, а зачастую навсегда остается в нашей жизни как предмет ностальгии или как некий оберег, талисман. Главный, основной экспонат нашего музея – кукла, и хозяйка музея тоже кукла, кукла в национальном русском костюме "Русинка".
Музей «Русинка» муниципального образовательного учреждения «Детский сад № 128» создан в целях воспитания, обучения и социализации воспитанников; призван содействовать разностороннему развитию детей, обогащению (амплификации) детского развития, приобщению к материальным, культурным, духовным ценностям своего народа, патриотическому, духовно-нравственному, художественно-эстетическому воспитанию.
Задачи, решаемые созданием музея истории куклы в детском саду:
Обучающие
- Знакомить детей с историей возникновения, видовым разнообразием кукол, материалами из которых они сделаны, способами, техниками их изготовления
- Знакомить детей с русскими народными традициями, моральными и нравственными ценностями
- Обучать способам, техникам создания кукол (кукол-оберегов, масленичных кукол, бумажных и др.)
- Способствовать формированию целостной картины мира
Развивающие
- Развивать интонационную выразительность речи, способствовать развитию связной речи;
- Расширять кругозор, словарный запас
- Поддерживать речевые и творческие проявления, творческую активность
- Развивать внимание, память, воображение, любознательность, логическое мышление
- Развивать коммуникативные способности
Воспитательные
- Воспитывать чувство патриотизма
- Воспитывать и развивать художественный вкус, интерес и уважение к литературе и чтению
- Способствовать формированию духовных ценностей
- Способствовать формированию интереса к театральному искусству, музею музейному делу
- Формировать основы культурного поведения в музее и театре
Экспозиция музея куклы «Русинка» расположена в кабинете заведующего и в двух группах.
Основные разделы экспозиции:
1. История куклы от возникновения до наших дней
2. Куклы-обереги
3. Широкая масленица
4. С куклами возиться – бытию учиться
5. Все профессии важны, все профессии нужны
6. Мы разные, но мы вместе
В фонд музея входят:
1.куклы
2.книги – произведения детской художественной литературы
3.предметы домашней утвари (глиняные горшки, посуда с хохломской росписью и т.д.)
4.игры настольные развивающие
5.продукты творческой деятельности детей (рисунки, поделки…)
6. изобразительные (картины, работы в технике выжигания по дереву, скульптура)
Главный, основной экспонат нашего музея – кукла.
По тематике куклы:
- герои сказок и литературных произведений
- обереги, обрядовые куклы
- народных промыслов (дымковская, каргопольская, филимоновская игрушка, матрешка)
- театральные
- куклы в национальных костюмах
- игровые куклы (куклы наших мам и бабушек)
- куклы, сделанные своими руками («Мамины руки не знают скуки)
- куклы для оформления интерьера (салонные куклы)
По материалу изготовления:
- глиняные
- мягкие, набивные
- из ткани
- резиновые
- вязаные крючком, на спицах
- пластмассовые
- деревянные
- бумажные
По формату:
- плоскостные
- объемные
Знакомство детей с экспозицией происходит с учетом возрастных особенностей детей, после чего организуется творческая деятельность в группе, музыкальном зале, на свежем воздухе: изобразительная деятельность (рисуют, лепят, мастерят…), двигательная активность (народные подвижные игры, праздники, развлечения).
Экскурсию для детей подготовительной группы проводит воспитатель Лаптева Галина Николаевна
Интегрированное занятие для детей ясельной группы "В гости к нам пришла Матрёшка" проводит воспитатель Мустафаева Светлана Викторовна
21 ноября 2018 в детском саду был организован конкурс-выставка «Мы разные, но мы вместе», на котором участники представили более 100 экспонатов в номинациях: куклы-обереги, обрядовые куклы, куклы-герои любимых сказок, кукла в национальном костюме, бумажные куклы, игровые куклы. Участие приняли 45 семей воспитанников, 12 сотрудников детского сада.
- куклы – герои сказок: Буратино, Мальвина, Коза-дереза, Снежная королева, Герда, хозяйка Медной горы, Золушка, царевна-Лягушка,
- куклы – литературные герои: ПеппиЧулок, Энн Ширли, дед Мазай и зайцы, композиция «Мешок яблок» по произведению Н.Сутеева.
- обрядовые куклы, куклы-обереги: соломенные, нитяные, вязаные куклы, куклы-масленицы, Зерновушка, Льнянушка, Многоручка, Нянюшка, Неразлучники, Богатство и плодородие, Травница, Лялька-мотанка
- народные промыслы: семеновская матрешка, дымковская, филимоновская, каргопольская игрушка, хохлома
- куклы наших мам и бабушек: куклы промышленного производства, которыми играли в детстве мамы и бабушки
- «Мамины руки не знают скуки»: самодельные, авторские куклы- домовой, матрешка,тряпочные, бумажные куколки, клоун,
Дети подготовительной к школе группы учатся проводить экскурсии для детей из младших групп и своих сверстников. Музей в детском саду создает дополнительные условия для познания мира, развития речи, приобщения к материальным, духовным ценностям, патриотического, художественно-эстетического воспитания.
Второй год в детском саду проводится целенаправленная работа по сотрудничеству с Ярославским художественным музеем и историко-архитектурным музеем-заповедником: в выходной день вместе с родителями и воспитателями дети посещают музей, узнают новое и учатся понимать прекрасное.
Уже несколько лет подряд коллектив нашего детского сада к Дню дошкольного работника организует выездную экскурсию.
Музей куклы «Русинка» расширяет образовательное пространство ДОУ, позволяет комплексно решать вопросы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста на основе создания педагогически целесообразно организованной развивающей образовательной среды. В музее информация приобретает наглядность, образность и активизирует визуальное мышление, становящееся эффективным средством преемственности культуры. Музей образовательного учреждения является уникальной точкой преломления культуры и образования. Предметно-пространственная развивающая среда музея позволяет интегрировать содержание, формы организации общего и дополнительного образования, педагогические технологии и методы, развивать навыки межличностной коммуникации. Музей создает условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, личностного развития. Развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.