Страница обновлена 02.06.2020

Добро пожаловать в наш  музей "История куклы"

Название: Музей истории куклы «Русинка»

Дата открытия: 28.12.2017г.

Руководитель музея: Лаптева Галина Николаевна

               Куклы... на протяжении тысячелетий они являются неотъемлемым атрибутом человеческой культуры. Кукла сопровождает человека от колыбели до школьной скамьи, а зачастую навсегда остается в нашей жизни как предмет ностальгии или как некий оберег, талисман. Главный, основной экспонат нашего музея – кукла, и хозяйка музея тоже кукла, кукла в национальном русском костюме "Русинка".

       Музей «Русинка» муниципального образовательного учреждения «Детский сад № 128» создан  в целях воспитания, обучения и социализации воспитанников; призван содействовать разностороннему развитию детей, обогащению (амплификации) детского развития, приобщению к  материальным, культурным, духовным ценностям своего народа, патриотическому, духовно-нравственному, художественно-эстетическому воспитанию. 

Задачи, решаемые созданием музея истории куклы в детском саду:

Обучающие

  • Знакомить  детей с  историей возникновения, видовым разнообразием кукол, материалами из которых они сделаны, способами, техниками их изготовления
  • Знакомить  детей с русскими народными традициями, моральными и нравственными  ценностями
  • Обучать способам, техникам  создания кукол (кукол-оберегов, масленичных кукол, бумажных и др.)
  • Способствовать формированию целостной картины мира

Развивающие

  • Развивать интонационную выразительность речи, способствовать развитию связной речи;
  • Расширять кругозор, словарный запас
  • Поддерживать речевые и творческие проявления, творческую активность
  • Развивать внимание, память, воображение, любознательность, логическое мышление
  • Развивать коммуникативные способности

 Воспитательные

  • Воспитывать   чувство патриотизма 
  • Воспитывать и развивать художественный вкус,  интерес и уважение к литературе и чтению
  •  Способствовать формированию духовных ценностей
  • Способствовать формированию интереса к театральному искусству, музею музейному делу
  • Формировать основы культурного поведения в музее и театре

         Экспозиция музея куклы «Русинка»  расположена в кабинете заведующего и в двух группах.

Основные разделы экспозиции:

1. История куклы от возникновения до наших дней

2. Куклы-обереги

3. Широкая масленица

4. С куклами возиться – бытию учиться

5. Все профессии важны, все профессии нужны

6. Мы разные, но мы вместе

В фонд музея входят:

1.куклы

2.книги – произведения детской художественной литературы

3.предметы домашней утвари (глиняные горшки, посуда с хохломской росписью и т.д.)

4.игры настольные развивающие

5.продукты творческой деятельности детей (рисунки, поделки…)

6. изобразительные (картины, работы в технике выжигания по дереву, скульптура)

Главный, основной экспонат нашего музея – кукла.

По тематике куклы:

  • герои сказок и литературных произведений
  • обереги, обрядовые куклы
  • народных промыслов (дымковская, каргопольская, филимоновская игрушка, матрешка)
  • театральные
  • куклы в национальных костюмах
  • игровые куклы (куклы наших мам и бабушек)
  • куклы, сделанные своими руками («Мамины руки не знают скуки)
  • куклы для оформления интерьера (салонные куклы)

По материалу изготовления:

  • глиняные
  • мягкие, набивные
  • из ткани
  •  резиновые
  • вязаные крючком, на спицах
  • пластмассовые
  • деревянные
  • бумажные

По формату:

  • плоскостные
  • объемные

    Знакомство детей с экспозицией происходит с учетом возрастных особенностей детей, после чего организуется творческая деятельность в группе, музыкальном зале, на свежем воздухе: изобразительная деятельность (рисуют, лепят, мастерят…), двигательная активность (народные подвижные игры, праздники, развлечения).

    Экскурсию для детей подготовительной группы проводит воспитатель Лаптева Галина Николаевна

    Интегрированное занятие  для детей ясельной  группы "В гости к нам пришла Матрёшка" проводит воспитатель Мустафаева Светлана Викторовна

      21 ноября 2018 в детском саду был организован конкурс-выставка  «Мы разные, но мы вместе», на котором участники представили более 100 экспонатов в номинациях: куклы-обереги, обрядовые куклы, куклы-герои любимых сказок, кукла в национальном костюме, бумажные куклы, игровые куклы. Участие приняли 45 семей воспитанников, 12 сотрудников детского сада.

  • куклы – герои сказок: Буратино, Мальвина, Коза-дереза, Снежная королева, Герда, хозяйка Медной горы, Золушка, царевна-Лягушка,
  • куклы – литературные герои: ПеппиЧулок, Энн Ширли, дед Мазай и зайцы, композиция «Мешок яблок» по произведению Н.Сутеева.
  • обрядовые куклы, куклы-обереги: соломенные, нитяные, вязаные куклы, куклы-масленицы, Зерновушка, Льнянушка, Многоручка, Нянюшка, Неразлучники, Богатство и плодородие, Травница, Лялька-мотанка
  • народные промыслы: семеновская матрешка, дымковская, филимоновская, каргопольская игрушка, хохлома
  • куклы наших мам и бабушек: куклы промышленного производства, которыми играли в детстве мамы и бабушки
  • «Мамины руки не знают скуки»: самодельные, авторские куклы- домовой, матрешка,тряпочные, бумажные куколки,  клоун,

      Дети подготовительной к школе группы учатся проводить экскурсии для детей из младших групп и своих сверстников. Музей в детском саду создает дополнительные условия для познания мира, развития речи, приобщения к материальным, духовным ценностям, патриотического, художественно-эстетического воспитания.

   Второй год в детском саду проводится целенаправленная работа  по сотрудничеству с Ярославским художественным музеем и  историко-архитектурным музеем-заповедником: в выходной день вместе с родителями и воспитателями  дети посещают музей, узнают новое и учатся понимать прекрасное.

 Уже несколько лет подряд  коллектив нашего  детского сада  к Дню дошкольного работника организует выездную экскурсию.

          Музей куклы «Русинка» расширяет образовательное пространство ДОУ, позволяет комплексно решать вопросы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста на основе создания педагогически целесообразно организованной развивающей образовательной среды.  В музее информация приобретает наглядность, образность и активизирует визуальное мышление, становящееся эффективным средством преемственности культуры. Музей образовательного учреждения является уникальной точкой преломления культуры и образования. Предметно-пространственная развивающая среда музея позволяет интегрировать содержание, формы организации общего и дополнительного образования, педагогические технологии и методы, развивать навыки межличностной коммуникации. Музей создает условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, личностного развития. Развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.